Материально-техническое обеспечение

 

Характеристика площадей, занятых под образовательный процесс

Оргтехника, проекционная техника

 Медиатека

Компьютерное обеспечение

Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса

Перечень электронных образовательных ресурсов

Средства обучения и воспитания,  приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

В учреждении используются средства обучения и воспитания:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);

Визуальные (зрительные):

—       таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;

—       карты по истории и географии;

—       картины по русскому языку, литературе;

—       портреты по всем учебным предметам;

—       натуральные объекты по биологии;

—       модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;

—       лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.

Механические визуальные приборы: 

—       микроскоп

Аудиальные (слуховые):

—       музыкальный центр ;

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): 

—       звуковые фильмы;

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

—       компьютеры;

—       мультимедийное оборудование ;

—       интерактивная доска.

Словесные

—       учебники;

—       художественная литература;

—       словари;

—       другая необходимая литература

О средствах воспитания 

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

  1. Общение как средство воспитания 

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,

индивидуальные беседы;

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.

  1. Учение как средство воспитания 

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

  1. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через

—       дежурство по классу, школе;

—       работа на пришкольном участке;

—       летняя трудовая практика

  1. Игра как средство воспитания 

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

—       организационно-деятельностные;

—       соревновательные;

—       сюжетно-ролевые.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации  инвалидов и лиц с ОВЗ

В школе созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

— официальный сайт  школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

— инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

—  в школе имеются сотрудники, на которых возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг.

Обеспечение специальных образовательных условий – государственная гарантия, адресованная детям с ОВЗ и инвалидностью.

В 2015 году были проведены капитальные строительные работы здания школы. В результате, были выполнены следующие мероприятия по обеспечению доступности предоставляемых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения:

1.Установлен пандус.

2.Выполнен капитальный ремонт санузлов.

  1. Оборудована сенсорная комната

Вход в здание: вход в здание школы оборудован пандусом с перилами с двух сторон.

Рабочее место: укомплектовано  мультимедийным экраном, звуковыми системами.

Библиотека: на 100% обеспечена учебниками.

Столовая: обеспечивает учащихся горячим питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей.

Учебные кабинеты: все кабинеты начальной школы оборудованы партами с возможностью их регулировки в соответствии с ростом ученика, в трех кабинетах есть компьютеры, а в одном  видеопроектор и ноутбук. Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здание школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и  в здании школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).